• Согласно новому исследованию Стэнфордского университета, лечение большого депрессивного расстройства с помощью виртуальной реальности так же эффективно, как и текущая терапия первой линии.
  • Однако в исследовании есть некоторые предположения, что преимущества системы виртуальной реальности могут быть связаны с эффектом плацебо.
  • Дальнейшее исследование оправдано и может привести к добавлению виртуальной реальности к существующим методам лечения.

Новое исследование изучает использование гарнитур расширенной реальности при лечении большого депрессивного расстройства.

Авторы исследования, которое опубликовано в JMIR психического здоровья — обнаружили, что лечение виртуальной реальностью показало многообещающие результаты, давая результаты, эквивалентные современной телемедицинской терапии депрессии.

Расширенная реальность (XR) помещает пользователя гарнитуры в среду синтезированной виртуальной реальности (VR) зрения и звука.

В текущем исследовании сравнивалась эффективность одного из нынешних методов первой линии лечения большого депрессивного расстройства (БДР), поведенческой активационной терапии, с расширенной версией, дополненной реальностью, которую в исследовании называют «XR-BA».

Исследователи предполагают, что терапия XR-BA может предложить более приятное лечение, тем самым поощряя пациентов продолжать его получать.

Как узнать, помогает ли VR лечить депрессию?

Основным показателем, использованным в исследовании, были баллы участников в их ответах на анкету о состоянии здоровья пациентов (PHQ-9), проведенную по телефону. Более высокие показатели PHQ-9 указывали на более тяжёлое БДР.

В исследовании приняли участие 26 участников, которые были случайным образом распределены для прохождения либо 3-недельного курса поведенческой активационной терапии из 4 сеансов, либо в группу, получающую сеансы терапии XR-BA с аналогичной конфигурацией. Участникам XR-BA были предоставлены гарнитуры виртуальной реальности Meta Quest 2.

Средний возраст участников составил 50,3 года плюс-минус 17 лет. Из них 73% составляли женщины, 23% мужчины и 4% небинарные или третьего пола.

Обе группы продемонстрировали одинаковое и статистически значимое снижение показателей PHQ-9, а также тяжести симптомов между началом и концом исследования.

В группе XR-BA показатели PHQ-9 снизились еще до первого сеанса, что указывает на позитивные чувства в отношении предстоящего исследования и эффект плацебо.

Виртуальная реальность может помочь «уменьшить барьеры» для лечения депрессии

Для людей с БДР, которые интересуются новыми технологиями, терапия XR-BA может представить терапевтический контент в привлекательной среде.

Первый автор Марго Пол, доктор психологических наук, магистр медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и поведенческих наук Стэнфордского университета, объяснила в пресс-релизе:

«Клиницисты могли бы использовать XR в качестве инструмента лечения, чтобы мотивировать клиентов активно участвовать в психотерапевтическом лечении, выполняя «домашнее задание», которое является новым, веселым и доступным. Эти результаты показывают, что XR может помочь дестигматизировать психиатрическую помощь и уменьшить препятствия для людей, обращающихся за помощью».

Имеет ли место эффект плацебо?

Шерифе Текин, доктор философии, доцент Центра биоэтики и гуманитарных наук Медицинского университета северной части штата SUNY, не принимавшая участия в исследовании, рассказала Медицинские новости сегодня что, хотя эффект плацебо может иметь какое-то отношение к положительному воздействию XR-BA на психическое здоровье, его все же стоит изучить дальше.

«Мы знаем, — сказал Текин, — как из исследований, так и из отчетов пациентов от первого лица, что активное участие в собственном процессе выздоровления усиливает свободу действий пациентов и чувство контроля и контроля над своим окружением и жизнью».

После непростого обучения навигации в мире виртуальной реальности людям, проходящим лечение XR-BA, был представлен широкий спектр увлекательных занятий.

Они включали в себя игру в волшебную настольную игру, практику игр на мастерство, решение головоломок, основанных на подсказках, танцы под музыку и возможность «играть» в мини-гольф самостоятельно или с другими.

Текин предположил, что XR-BA может быть «противоядием от того, что вызывает депрессия».

«Обычно человек отказывается от занятий, которые ему раньше нравились, и становится более изолированным от своего сообщества, и находится в состоянии почти бездействия», — сказала она.

Однако в этом исследовании участники «могли чувствовать себя энергичными, развлеченными и, что наиболее важно, чувствовать себя ответственными, физически нажимая кнопки, чтобы играть в игру», предположил Текин. «Это, возможно, способствовало эффективности VR».

Важно проявлять осторожность, рекомендуя VR при депрессии.

«Психиатрия имеет историю чрезвычайного энтузиазма по поводу одной новой формы вмешательства, возлагая на нее столько надежд, — сказал Текин, — вкладывая все исследовательские средства и усилия в это вмешательство, только чтобы позже разочароваться».

«У нас есть исследования и множество свидетельств, — отметил Текин, — которые показывают, что, когда дело касается психических расстройств, сочетание различных вмешательств имеет больше шансов помочь пациенту справиться со своими расстройствами, чем одно».

«В первую очередь это связано с тем, что человеческая личность сложна, и трудно найти одно вмешательство, которое подойдет всем», — добавила она.

Хотя добавление XR-BA к приведенному выше списку методов лечения может быть правдоподобным, важно, как отметил эксперт, «действовать с осторожностью и убедиться, что пациенту предоставлена ​​возможность использовать несколько видов лечения, чтобы найти лучший». работает на них».

Виртуальная реальность может помочь в лечении других психических заболеваний

Обнадеживает то, что произошло Предыдущее исследование относительно использования VR для людей с посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

«В этих исследованиях сцены и эпизоды, которые оказали травмирующее воздействие на ветерана, моделируются в виртуальной реальности в более контролируемой среде», — сообщил Текин. «Это (даёт) ветеранам возможность столкнуться с травмирующим событием, но (также) почувствовать себя более ответственным, поскольку они могут остановить VR в любой момент».

Текин добавила, что, по ее мнению, исследование нового исследования многообещающе, «пока мы обеспечим пациентам получение таких новых вмешательств в дополнение к их обычному лечению».