- Исследователи из Института диабета Дасмана в Кувейте изучили влияние кормления мышей диетой без сахара и с низким содержанием жиров, которую они сравнили с контрольной группой.
- У мышей, получавших диету без сахара, развилась резистентность к инсулину и другие метаболические изменения.
- В группе, не употреблявшей сахар, также наблюдалось усиление воспаления как в толстой кишке, так и в печени.
Многие люди, которые начинают новую диету, сокращают или исключают сладкие продукты и напитки, чтобы улучшить свое здоровье. Некоторые планы питания, такие как диета плотоядных животных, исключают почти все пищевые источники сахара и углеводов.
Однако новое исследование на мышах показывает, что полное исключение сахарозы, широко известной как столовый сахар, из диеты с низким содержанием жиров может иметь негативные последствия для кишечника и метаболического здоровья.
Исследователи кормили мышей диетой без сахарозы и с низким содержанием жиров в течение 16 недель и обнаружили, что у них развился нарушенный контроль глюкозы и произошли значительные изменения в кишечном микробиоме по сравнению с мышами, которых кормили диетой с низким содержанием жиров, содержащей сахар.
Исследователи представили свои результаты на ENDO 2026, ежегодном собрании Эндокринного общества. Эти выводы еще не прошли экспертную оценку.
Эффекты диеты с нулевым содержанием сахара и низким содержанием жиров
Сахар можно найти во многих продуктах питания, он может присутствовать в природе, например, во фруктах, или может быть добавлен, например, в газированные напитки или конфеты.
Чрезмерное потребление добавленного сахара связано с ожирением, диабетом 2 типа и сердечно-сосудистыми заболеваниями, что заставляет многих людей, которые хотят улучшить свое здоровье, пробовать диеты с низким содержанием сахара или без него.
В новом исследовании ученые изучили влияние диеты без сахара и жиров на мышей.
Исследователи разделили 12 здоровых мышей одинакового веса на две группы. Контрольная группа придерживалась диеты с низким содержанием жиров и сахара, в то время как другая группа придерживалась диеты без сахара и с низким содержанием жиров.
Обе группы получали одинаковое количество калорий, чтобы исключить различия в количестве пищи, способствующие получению результатов.
За период исследования исследователи отслеживали множество маркеров метаболического здоровья, здоровья кишечника и воспаления. Они хотели посмотреть, как мыши перерабатывают глюкозу и реагируют на инсулин, а также как со временем меняется состав кишечных бактерий каждой группы.
Изменения в обмене веществ и здоровье кишечника
В конце исследования масса тела и печени в обеих группах оставалась одинаковой.
Несмотря на отсутствие различий в прибавке веса или потреблении калорий, у мышей, находящихся на диете без сахара, наблюдались признаки ухудшения метаболического здоровья.
В этой группе мышей были обнаружены признаки нарушения толерантности к глюкозе и снижения чувствительности к инсулину, оба из которых связаны с повышенным риском развития диабета 2 типа.
Исследователи также наблюдали значительные изменения в гормонах, участвующих в обмене веществ и регуляции аппетита, а также снижение уровня инсулина натощак.
Одним из примечательных результатов исследования были изменения в микробиоме кишечника и воспаление у мышей, не употреблявших сахар. Исследователи обнаружили более низкие уровни нескольких полезных бактерий, которые помогают поддерживать здоровье кишечника и регулировать воспаление, в том числе Лактобактерии муринус.
Кроме того, они отметили увеличение количества бактерий, связанных с воспалительными состояниями, что сопровождалось признаками воспаления в толстой кишке.
Еще одно тревожное изменение, которое исследователи заметили в группе мышей, не употреблявших сахар, заключалось в том, что у них появились признаки жировой болезни печени и воспаления печени.
Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, применимы ли эти результаты к людям, результаты показывают, что исключение сахарозы из диеты с низким содержанием жиров может изменить микробиом кишечника и повлиять на метаболическое здоровье, подчеркивая важность общего диетического баланса.
Неожиданные выводы
Мир Али, доктор медицинских наук, бариатрический хирург, специалист по бариатрической медицине и медицинский директор Центра хирургического снижения веса MemorialCare, поговорил с Медицинские новости сегодня об исследовании.
«Я был удивлен, увидев этот результат, поскольку сокращение потребления углеводов и сахара является основой ряда успешных стратегий по снижению веса», — сказал Али, который не участвовал в этом исследовании.
Он отметил, что большое количество исследований подтверждает пользу для здоровья от снижения потребления сахара, и предостерег от чрезмерной интерпретации результатов.
«В целом, я думаю, что положительные выгоды перевешивают возможные негативные последствия», — заявил Али.
Али упомянул, что дальнейшие исследования должны быть сосредоточены на людях, чтобы увидеть, сохранятся ли эти результаты. Он также обсудил стратегию, которую предлагает своим пациентам, пытающимся похудеть.
«Что я рекомендую своим пациентам на пути к снижению веса, так это то, что им следует делать упор на белок и овощи в рационе и сокращать количество углеводов и сахара», — сказал нам Али. «Существует достаточно доказательств того, что это лучше для сжигания жира и общего метаболического здоровья».
Ннеома Опараджи, доктор медицинских наук, врач из Хьюстона, специализирующийся на медицине образа жизни и медицине ожирения, также не участвовавшая в этом исследовании, поделилась своими мыслями об исследовании с МНТ.
«Исследование интригует, потому что оно бросает вызов упрощенной идее о том, что отказ от сахара автоматически приносит пользу», — сказал Опараджи.
Она добавила оговорку, что исследование не следует интерпретировать как означающее, что сахар полезен для здоровья, но сказала, что «питание более сложное и тонкое, чем удаление одного ингредиента».
Опараджи отметил, что изменения в микробиоме кишечника могут быть одним из наиболее важных результатов исследования, поскольку кишечные бактерии «регулируют метаболизм глюкозы, чувствительность к инсулину и воспаление».
«Самый главный вывод — не сосредотачиваться на одном питательном веществе или одном исследовании. Здоровое питание — это общий режим питания, а не отдельный ингредиент».
– Ннеома Опараджи, доктор медицинских наук